Введите информацию о себе ниже.
Имя и пароль чувствительны к рагистру.




Введите проверочный код:



Запомнить меня

Я принимаю правила сайта




Забыли пароль?
Запросите новый здесь.


Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.


Новодвинск
+11...+21° C
  Главная      Все новости      Город      Комбинат      Горсовет      ЖКХ      Культура      Спорт      Происшествия      Область      Архив новостей      
Верхом на бревне
Верхом на бревнеНавигация. В Поморье это очень короткий период – с апреля по ноябрь. А успеть сделать нужно многое. Принять, разместить, поднять древесину с воды. И при этом ничего не потерять.

Плоты ведут!

Еще в детстве мы с ребятами каждый день летом уходили на плоты, которые стояли вдоль всего берега, от «лесотаски» до самой лодочной станции. Купались, загорали, ловили рыбу, собирали мидий. Пропадали на целый день.

Всегда с нетерпением ждали прохода буксира вблизи плотов. Поднималась волна, и мы всей гурьбой бросались в воду, чтобы хоть чуть-чуть «покачаться» на ней.

А самым масштабным зрелищем была проводка огромных плотов. Со всех сторон к ним «прилеплялись» буксиры – большие и маленькие – и толка-ли древесную махину по водам Северной Двины. Они пыхтели, отходили от плотов, меняли место дислокации, останавливали движение и вновь устремлялись вперед. За этой работой можно было наблюдать часами и восторгаться силой буксиров и людей, которые ими управляли.

На плоту

И сегодня вдоль новодвинского берега можно видеть плоты. Как и раньше на них сидят рыбаки, молодые ребята и даже парочки, пришедшие за летней романтикой. Но кто привел эти плоты к городу, какую работу сделали эти люди? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо оказаться на самом плоту и километров на 15 выше по течению.

Андрей Малыгин – начальник лесного рейда Архангельского ЦБК согласился взять корреспондента городской газеты на борт катера и показать работу сплавщиков без прикрас.

Идем вверх по течению. Дух захватывает от вида речного берега, ветра в лицо и брызг воды. Вдоль кромки суши покачиваются привязанные лодки, в основ-ном современные брезентовые, а хозяева собирают снасть, готовятся к плаванию на рыболовный промысел.

Вот и первый плот, небольшой, на 3 тысячи кубометров хвойной древесины. Посмотрели. Сплавщики оценили его расположение – крайние пучки обсохли на берегу. Придется постараться, чтобы сдернуть. Но это планы на будущее. Мы же продолжаем двигаться дальше –
на встречу огромному сосново-еловому монстру.

Вверх по течению

Покидаю буксир начальника и перехожу на АБК-6, которым управляет капитан-механик Александр Сергеевич Нечаев. С ним на борту бригада сплавщиков, призванная встречать плот и сопровождать его к месту стоянки.

Солнечно. Буксир неторопливо плывет навстречу большой работе. У меня, случайного пассажира, ощущение радости, как в детстве. Тогда, четверть века назад, берега реки были заставлены пучками и связками из кругляка. Детвора называла их бонами.

Проплываем мимо еще одно-го плота. На нем копошатся пять девушек в оранжевых спасжилетах и с бумагами в руках. «Это комиссия по приемке-передаче плота», – поясняет капитан. Оказывается, весь лес перед сплоткой обвязывают и учитывают. А при постановке плота у
конечного пункта назначения передается сопроводительная документация и выборочно осматривается плот. Окончательная же приемка сырья произойдет на самом предприятии.

40 лет за штурвалом

Нашим проводником по речному фарватеру стал Александр Нечаев, для которого эта навигация – сороковая. Под тихое урчание двигателя мы урвали несколько минут для разговора.

– В далеком 1976 году работы было больше: и леса сплавляли по объему больше, и катеров разных было свыше сегодняшнего флота. А в остальном из года в год все одно и то же. Катера, плоты, багры, тросы. Река толь-ко меняется. Вон того острова (показывает на кошку, что видна с городского берега по правую руку) не было. На малой воде песочек чуть-чуть появлялся. А сегодня все ивняком двухметровым поросло. Берег рушится, русло расширяется, река мелеет. А работа остается.

Навигацию сей год начали 15 апреля, раньше – в марте уже трудились. Катерами лед разбивали и вниз спускали, освобождали русло под первые плоты, которые подходят сразу после ледохода. Какой-то год начали в феврале в морозы работать. Прошлогодний лес на воде остался, его-то и освобождали ото льда, снимали с берега и подводили под разгрузку.

За минувшие годы разные плоты приводили. Были и «генералы» – по 40 тысяч кубометров, приводили и совсем маленькие – возы по 1,5 куба. Однажды плот упустили, на 24 тысячи кубометров. Его поставили к берегу. Буксиры, которые привели плот, концы отдали, а он поплыл. Ни
одной палки не поймали. Все в море ушло. Такое у Двины течение.

Работа наша хоть и сложная, но для романтиков. За сорок лет работы тысячи раз видел, как солнце, просыпаясь, стряхивает с себя последние хлопья утреннего тумана. Вот и сын по моим стопам пошел, уже двадцатая навигация у него.

Плотбище

И вот наступает самый ответственный момент. Плот – самый сложный, опасный и ответственный груз для судоводителя.

Перед нами громадина на 16 тысяч кубов, растянувшаяся на 350 метров. Только представьте, его масса составляет примерно 10 тысяч тонн. Теплоходы медленно, но верно разворачивают его к берегу. Там нас ожидает точно такой же плот, приведенный ранее.

Возле берега замаячили рабочие с баграми в руках. Это сплавщики рейда встречают плот. Их задача зацепить трос за край бона, чтобы плот после постановки не унесло течением. Трос тяжелый. Его руками подтягивают и переносят четыре человека.

Шесть теплоходов сдерживают движение плота, протравливая и натягивая лебедки. Для древесного гиганта приготовлено место у берега. Вот знак, за него плот заводить нельзя, но и до него не остановиться. Ювелирная точность требуется от капитанов буксиров, слаженность действий
и взаимопонимание. «Грязовец» – замыкающий буксир, взявший на себя всю тяжесть плота, делает короткий толчок. Все, плот зафиксирован у берега. Сплавщики закрепили тросы.

Прощальный снимок на память и обратно, к причалу.

Антон ПОПОВ
"Новодвинский рабочий"

ИНТЕРЕСНО
В сплавную навигацию, которую Архангельский ЦБК открыл в мае 2016 года, комбинат примет 22 плота сплотки объемом свыше 200 тысяч
кубических метров хвойных балансов. Баржами планируется принять около 220 тысяч кубических метров.
Основной объем поступающего водным путем сырья заготавливается в леспромхозах группы компаний «Титан», находящихся выше по течению Северной Двины — районы вблизи реки Пинеги.
Отсчет сплавных навигаций АЦБК ведется с 1939 года.

ВАЖНО
С января по апрель этого года за использование лесов Архангельской области в бюджетную систему России поступило около 360 млн рублей неналоговых доходов. Из них более 208 млн руб-лей – в федеральную казну и около 150 млн – в бюджет региона.
Оценки
Текущая оценка: (Всего: 0 оценок)   

Cредняя оценка: 0 звезд
Система оценки доступна только зарегистрированным пользователям.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите под своим именем.


Все права защищены.
При использовании любых авторских материалов сайта гиперссылка на newdwinsk.ru обязательна
Пользовательское соглашение
Мнение авторов может не совпадать с мнением администрации сайта.
Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2021 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.